Почти на любом конверте для патефонной пластинки печатались краткие правила использования пластинки, следуя которым, можно было продлить жизнь музыкальной записи. Самым строгим из этих правил, было, безусловно следующее: Опускайте звукосниматель на пластинку плавно, без толчка.
![]() |
«Рваная» рана на патефонной пластинке. Из коллекции «Дедушкиного патефона». |
К чему может привести нарушение этого правила демонстрирует фотография пластинки из коллекции Дедушкиного патефона. Ценность экспоната в любой коллекции определяется не только редкостью, но и физическим состоянием. К сожалению, пластинка с такой «раной» не может быть проиграна (по-правде говоря, заядлые коллекционеры пластинок не проигрывают их — ведь каждое проигрывание изнашивает запись), она теряет свою стоимостную и коллекционную ценность. Вот уж действительно, прежнему хозяину стоило бы опускать звукосниматель патефона более плавно и без толчка!
![]() |
Та же пластинка. Из коллекции «Дедушкиного патефона». |
Особенно обидно, когда повреждена такая запись, как культовый в царской России и Советском Союзе вальс «На сопках Маньчжурии». Это произведение, посвященное памяти погибших в ходе русско-японской войне солдат Мокшанского пехотного полка, хоть и относилась к более ранней эпохе, было чрезвычайно популярно в Советское время из-за ассоциации с победами Красной Армии над японскими милитаристами на пару с не менее легендарной песней»Три танкиста».
Народное творчество было неравнодушно к популярному вальсу. На мелодию накладывались «самодельные» слова, получался настоящий советский фольклор и своеобразный агит-протест! Кто не напевал в детстве — «Тихо в лесу, только не спит барсук (лиса)….»? 🙂
Приятного прослушивания!