"Chemin de gloire" (фр.) - пасодобль Хуана Кинтеро в исполнении Рамона Мендисабаля и его оркестра. Из коллекции "Дедушкиного патефона".

Последнее танго Рамона Мендисабаля. Odeon из Франции

Сегодня мы рассмотрим уникальную запись из коллекции «Дедушкиного патефона». Перед нами — изданная во Франции пластинка фирмы Odeon с каталожным номером 283.036 и матричным номером KI 12.866. Год издания — к сожалению, неизвестен.
Обе стороны пластинки объединяются … нет, не певцом, не композитором. Все композиции на на пластинке были исполнены некогда легендарным оркестром Рамона Мендисабаля. На стороне А нас приветствует танец «болеро» (ударение на второй слог) «Como estas?» композитора Гильберто Уркиса. На сторона В нас встречает пасодобль от  известного испанца Хуана Кинтейро — «Путь к славе». Музыка, композиторы, оркестр — испаноязычные, но пластинка оформлена по-французски, благо жители северо-востока Испании, где была найдена данная пластинка, неплохо понимают французский язык.
"Comment vas-tu?" (фр.) - болеро Гильберто Уркиса в исполнении Рамона Мендисабаля и его оркестра. Из коллекции Дедушкиного патефона.
«Comment vas-tu?» (фр.) — болеро Гильберто Уркиса в исполнении Рамона Мендисабаля и его оркестра. Из коллекции Дедушкиного патефона.
Гильберто Уркиса
Гильберто Уркиса. Источник: nostalgiasmusicales.com
У читателя наверняка возникнет вопрос — что же за танец такой — «болЕро»? Болеро — по одной из версий — народный испанский танец, однако кубинцы пытаются оспорить авторство и споры эти не утихают уже полтора столетия. Следует отметить, что испанский и кубинский варианты болеро отличаются, поэтому искусствоведы выделяют болеро классический и болеро кубинский. В классическом варианте болеро размер 3/4, тогда как кубинцы используют размер 4/4. Именно такой, кубинский вариант, болеро авторства Гильберто Уркиса представлен на нашей пластинке. Гитарист, аранжировщик, композитор Гильберто Уркис родился в 1920 году на Кубе, в городке Матансас, что недалеко от Гаваны. В 20 лет он покорил Гавану в составе «Трио Уркиса» — следует отметить, что именно трио является самым типичным вариантом исполнения кубинского болеро. После этого был переезд в Мексику и успешная карьера, не смотря на то, что состав «Трио Уркиса» периодически менялся.  В 1957 году он ненадолго вернулся на Кубу, но, как говорится, «нет пророка в своем отечестве» и через полтора года Уркиса вернулся в Мехико, где и прожил до конца жизни.
Музыку Гильберто  Уркиса можно послушать по ссылке здесь.

"Chemin de gloire" (фр.) - пасодобль Хуана Кинтеро в исполнении Рамона Мендисабаля и его оркестра. Из коллекции "Дедушкиного патефона".
«Chemin de gloire» (фр.) — пасодобль Хуана Кинтеро в исполнении Рамона Мендисабаля и его оркестра. Из коллекции «Дедушкиного патефона«.

Хуан Кинтеро Муньос, автор пасодобля на стороне В, родился в 1903г. в Сеуте — городе на юге Испании. В возрасте шести лет он начал заниматься музыкой и его одаренность была сразу замечена. Молодой вундеркинд в возрасте 12 лет поступил в Королевскую консерваторию в Мадриде, ему прочили блестящее будущее, с ним занимались выдающиеся испанские музыканты эпохи. Хуан очень рано закончил карьеру исполнителя и посвятил себя сочинению музыки. Особой популярностью пользовались оперетты авторства Кинтеро, однако сам композитор все больше тяготел к сочинению музыки для кинематографа. В отличие от современности, композитор музыки для кино 1940-1950ых годов выступал, кроме всего прочего, еще и дирижером, аранжировщиком для своего произведения, нанимал музыкантов, организовывал записи музыкальной дорожки.
В начале 1950-ых  Хуан Кинтеро, из-за прогрессирующей глухоты, был вынужден оставить музыку и заняться административной работой в испанском аналоге Союза композиторов. Умер Хуан Кинтеро в 1980 году в Мадриде.

orchestre_des_princesses_tristes1
Рамон Мендисабаль. Источник: amourdurocknroll.fr

А что же Рамон Мендисабаль, кто он такой? Рамон — выдающийся музыкант, композитор и дирижер, наиболее известный благодаря оркестру «Рамон Мендисабаль и его оркестр». Широкой публике он известен благодаря эпизодической роли дирижера собственного оркестра в фильме Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо в главной роли. Творческая жизнь Рамона Мендисабаля была тесно связана с еще одним выдающимся танго-музыкантом Марселем Азолой. Их совместные концерты с джаз-оркестром Алекса Комбелье в послевоенной Франции были чрезвычайно популярны.
Кроме музыкального, у Рамона был дар открывать людей. Практически все известные французские аккордеонисты второй половины ХХ века так или иначе связаны с Рамоном или его оркестром. Гюс Визье, Фердинанд Балта, Андре Астье… этот список можно продолжать бесконечно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *