Пес Ниппер - символ Victor Talking Machine Company

Легенды вращающегося диска. Victor Talking Machine Company

Ниппер и Victor Talking Machine

Пес Ниппер - символ Victor Talking Machine Company
Пес Ниппер — символ Victor Talking Machine Company

Вы заметили собаку на главном фоне нашего блога? Знакомьтесь, это Ниппер, фокстерьер, который внимательно слушает запись на фонографе «Victrola». Предположительно, он слушает домашнюю запись голоса своего умершего хозяина, по которому он очень скучает. Эта умилительная картина — легендарный бренд компании Victor Talking Machine Company, с которой часто отождествляют золотую эру граммофонной промышленности первой половины ХХ века.

Очень надеемся, что компания Victor Talking Machine Company известна нашему читателю, который интересуется историей звукозаписи. Сама компания была основана Элриджем Ривзом Джонсоном в 1901 году после многочисленных судебных тяжб между самим Джонсоном, Эмилем Берлинером, Фрэнком Симэном (еще две легендарные личности в истории звукозаписи) и их бывшими партнерами по предыдущим бизнес-начинаниям. Джонсон, например, занимался изготовлением фонографов для проигрывания пластинок, которые изготавливал Берлинер, и параллельно развивал существующие технологии звукозаписи, повышающие качество звучания.

Существует несколько версий происхождения названия фирмы. Согласно одной из них, компанию назвали «Victor» в честь научной и деловой победы («victory»), которую одержал Джонсон, когда изобрел свой первый граммофон. Еще одна версия отсылает нас к уже упомянутым патентным битвам, в которых Джонсон одержал победу. Историки звукозаписи считают эти две версии наиболее соответствующими действительности. Еще две версии — в честь жены партнера Джонсона (Виктории Дуглас) и даже велосипеда «Victor»  — выглядят менее убедительно.

Оригинальный рисунок Ниппера был создан англичанином Фрэнсисом Бэрроудом в 1898 году как память о почившем брате, который завещал ему все свое имущество (включая цилиндрический фонограф Эдисона-Белла с чемоданчиком записей) и пса Ниппера. По всей вероятности, Фрэнсис, слушая запись голоса своего брата, заметил реакцию собаки и решил запечатлеть это выражение верности своему хозяину, а заодно и немного заработать, продав рисунок лондонскому поставщику  цилиндров с записями. Несмотря на точное изображение фонографа Эдисона-Белла и забавный сюжет, попытка продать картину оказалась неудачной. Потенциальный покупатель сослался на слишком темный фон, на котором черная труба фонографа была едва различима, и отказался от покупки. Но что же делать, если труба на самом деле черна как уголь? Друг Бэрроуда посоветовал заменить фонограф на новинку звукозаписи — граммофон. Продавец граммофонов любезно предоставил образец для срисовывания с обязательством выкупить готовую картину. Так граммофон заменил фонограф не только в жизни, но и на картине. А поскольку художник нарисовал граммофон прямо поверх фонографа, то на оригинальном изображении  под слоем краски можно увидеть контуры первоначального варианта с фонографом.

Гений музыки и маркетинга

С момента основания компании мистер Джонсон постоянно работал над улучшением технологий звукозаписи. Если гениальным технарям-изобретателям была важна «физика» процесса, сам факт изобретения уникальной техники для записи звуков, то Джонсон боролся, говоря современным языком маркетологов, за «ценность для потребителя». Первым шагом для роста этой самой «ценности» был этап улучшения звука — тем самым разница между «живым» прослушиванием оркестра и звукозаписи должна была стремиться к минимуму.  Кроме этого, компания Victor Talking Machine с самого начала стремилась записывать самых популярных артистов. Порой «звездные» артисты запрашивали такие гонорары, что ставило под вопрос экономическую выгоду от выпуска тиража пластинок, но Элридж Джонсон мыслил стратегически, осознавая ту весомую имиджевую поддержку бренду Victor окажет эксклюзивный контракт на запись популярных мелодий. Так родился «звездный» лейбл «Red Seal» (англ. «Красная этикетка») и вскоре потребитель записей был уверен, что пластинка с красной наклейкой гарантирует высокое качество звука и высокое качество контента.

Значительное место в музыкальном наследии компании Victor занимает серия записей Энрико Карузо, выходившая крупными тиражами между 1904 и 1920 годами. Богатый баритон итальянца не только пленял любителей музыки, но и помогал продавать фонографы — дилеры ставили пластинки с записью Карузо потенциальным покупателям для демонстрации широкого звукового диапазона фонографов фирмы Victor и качества звукозаписи.

Очень длительное время записи «Red Seal» были односторонними, только в 1923 году пластинки из этой знаменитой серии были двухсторонними. Большинство записей были сделаны на «домашних» для Victor Talking Machine Company студиях в городах Кэмден, Нью-Джерси и в Нью-Йорке.

Новый этап, новое название

Впереди у компании Victor Talking Machine Company был успех новых, «электрических» записей (новая технология записи использовала электрические элементы в снятии звука и его усилении) и продажа доли в компании банковскому консорциуму Seligman & Spyer, а затем перепродажа доли Radio Corporation of America. Вскоре после продажи Victor Talking Machine Company стала называться Radio-Victor Division of the Radio Corporation of America или RCA-Victor. В истории компании мистера Джонсона начиналась новая эра.

Сделка по слиянию двух гигантов — мира радио и мира фонографов — была взаимовыгодной. Для Victor Talking Machine Company это был шанс выжить  при надвигающейся экспансией радио, а для RCA это был отличный шанс нарастить производственные и сбытовые мощности не только в Америке, но за океаном. Очень скоро заводы в Кэмдена и Нью-Джерси стали в дополнение к фонографам и пластинкам выпускать радио-фонографы. В конце 1920-ых и начале 1930-ых новинки посыпались как из рога изобилия. Новым шагом в индустрии развлечения стали Фотофоны — симбиоз электрически записанной аудиозаписи с движущейся картинкой. В продаже появились фонографы RCA с электрическим приводом, затем новые записи со скоростью вращения диска 33 оборота.

Новые записи обладали небывалой длительностью звучания, однако новинка продержалась в продаже около года, после чего о скорости вращения 33 оборота все позабыли на десятилетие. Основная причина провала — дороговизна записей и оборудования для прослушивания. Не забывайте, что в это время США терзала Великая Депрессия, поэтому цена была определяющим фактором, да и кто думает о развлечениях в голодное время!

_____________________________________

В послевоенное время фонограф и патефон постепенно утрачивают свои позиции перед натиском радио и телевидения. Аудиозаписи на пластинках еще долго боролись за существование — появлялись новые форматы, скорости вращения, электронные усилители и многое другое, однако это все меньше и меньше напоминало об эпохе акустического фонографа, который внимательно слушал Ниппер, ловя звуки голоса своего хозяина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *