Пластинка Vocalion запись 14428, сторона А

Запутанная история Vocalion Records

Vocalion Records.  Как все начиналось

Запутанная история музыкального бренда Vocalion Records началась в 1916 году, когда лейбл был основан компанией Aeolian Piano Company of New York City (история этой компании весьма интересна и заслуживает отдельного поста, но сейчас не о ней, а о Vocalion). Компания Aeolian Piano Company в лице своего отца-основателя Уильяма Тримэйна всегда держала нос по ветру. Начав с производства обычных пианино, компания быстро нашла себя в «автоматизации» — были выпущены автоматические самоиграющие органы и пианолы. В начале ХХ века всем стало очевидно, что будущее — за механическим воспроизведением звучания не одного конкретного инструмента, а воспроизведением звуков и голосов в целом — на рынке появились фонографы и патефоны различных конструкций. Aeolian Piano Company of New York City быстро нашлась чем ответить новым вызовам рынка и в 1915 году стала выпускать собственные фонографы под брендом Vocalion. Для получения максимального экономического эффекта вскоре была основана фирма Vocalion Records, которая занималась производством аудиозаписей для одноименных фонографов.

Фонограф Vocalion
Фонограф Aeolian Vocalion. Источник: www.clpgs.org.uk

Само название Vocalion произошло от одного из старых подразделений группы компаний Aeolian Piano Company, которое занималось производством органов — Vocalion Organ Company. Сразу же после основания компания погрузилась в работу по усовершенствованию собственных записей. Если в первые годы Vocalion Records выпускал односторонние пластинки с вертикальным методом записи, то уже к 1920-му все записи исполнялись на двух сторонах пластинки, а при производстве был использован более передовой латеральный тип записи звуковой дорожки.

«Покой нам только снится»

Первоначальная эйфория быстро разбилась о айсберг высокой конкуренции. Компания разрывалась между рынками США и Великобритании, делая ставку на высокое качество дисков и фонографов. Однако, вопреки чрезвычайно агрессивной рекламной поддержке, Vocalion Records все больше и больше уступали титану Victor Records. Уже в 1925 году компания Vocalion Records была продана Brunswick Records, не помогла даже чрезвычайно популярная серия записей музыки афроамериканцев. Впрочем, через 5 лет уже сама Brunswick Records была поглощена Warner Brothers Company. Компания братьев Уорнеров какое-то время не понимали как грамотно распорядиться активом (на это время как раз пришлась Великая Депрессия в США, так что покупателям было не до пластинок), и, не придумав более элегантного решения, передала права на торговые марки Vocalion и Brunswick более сведущей в звукозаписи компании ARC (American Records Company) в 1931 году. В свою очередь, ARC использовала бренд Brunswick для выпуска флагманских пластинок по 75 центов за штуку, а Vocalion пришлось довольствоваться рядовым местом в линейке бюджетных записей по 35 центов за штуку. За брендом Vocalion окончательно закрепилась слава хорошего и недорогого товара.

Именно сочетание невысокой цены и записи восходящих звезд афроамериканского джаза, госпела, блюза и кантри вывели Vocalion на новую высоту. В 1930-ых годах подавляющее большинство афроамериканских бэндов и певцов выпускали свои записи под лейблом Vocalion. Среди наиболее известных имен отметим Билли Холидэй, Стафа Смита, Дика Хаймера, Путни Денджридж, а также легендарных Кэба Кэлловэя и — внимание —  Дюка Эллингтона!

Бурный роман Vocalion и ARC был скоротечен. Компания CBS купила ARC со всеми лейблами в 1938 году и Vocalion был включен в состав Columbia Records. Отчасти это было поглощение конкурента, поскольку через 2 года после покупки CBS ликвидировала бренды Vocalion и Brunswick в пользу Columbia. Здесь история запутывается, поскольку юридически авторские права на оба бренда все еще принадлежали Warner Bros. (по соглашению 1931 года). В сложных переговорах между Warner Bros. и CBS было найдено решение — права на использование брендов Vocalion и Brunswick возвращались к Warner Bros., тогда как CBS оставляла за собой права на все записи, сделанные после 1931 года, то есть с момента начала выпуска записей под руководством компании ARC. Warner Bros. после восстановления контроля над лейблами быстро перепродала их компании Decca и проект Vocalion довольно долгое время оставался в тени новомодных звукозаписывающих брендов.

Второе пришествие Vocalion случилось в конце 1950-ых годов, когда Decca решила перевыпускать старые записи под известным в свое время брендом. С тех пор имя Vocalion периодически используется разными компаниями для перевыпуска восстановленных и оцифрованных копий звукозаписей межвоенного периода.

Vocalion 14428

В коллекции записей Дедушкиного патефона есть хорошо сохранившийся шеллачный диск с каталожным номером 14428. Состояние записи удовлетворительное, оригинальный конверт отсутствует. На строне А записана композиция My buddy в исполнении Артура Бёрнса, на второне В — мелодия Mary Dear в исполнении Чарльза Хэрта. Скорее всему, записи были сделаны в 1921 году, а сама пластинка была выпущена в 1922 году.

Пластинка Vocalion
Пластинка Vocalion с номером по каталогу 14428

На этикетке указана цена — 75 американских центов или 85 канадских центов. На момент выпуска этой пластинки, записи Vocalion позиционировались как премиальные и цена этому соответствовала. Исполнение диска из красно-коричневого шеллака поддерживала реноме Vocalion как высококачественного бренда. Для соответствия такому имиджу, реклама Vocalion была наполнена хвастливыми слоганами «Vocalion Red Records are best», «Red Records last longer» и так далее. Впрочем, красный шеллак не был более стоек к износу, чем хороший черный шеллак, особенно если учесть, что записи Vocalion уступали по твердости конкурентам из Victor Records.

Пластинка Vocalion запись 14428, сторона А
Пластинка Vocalion запись 14428, сторона А

Композиция «My buddy» — популярная песня начала 1920-ых годов. Была написана композитором Уолтером Дональдсоном на стихи Гаса Кана. В последствии была перепета огромным количеством артистов, в том числе Фрэнком Синатрой и Барбарой Стрейзенд. Также использовалась в качестве саундрека к двум фильмам — «Я увижу тебя в моих снах» (1951) и «Черный шарик» (1980).  Что примечательно, филь «Я увижу тебя в моих снах» снят по жизни американского поэта Гаса Кана.

Пластинка Vocalion запись 14428, сторона В
Пластинка Vocalion запись 14428, сторона В

На стороне В записана мелодия Mary Dear, исполненная исполнителем водевилей Чарльзом Хэртом. Сама мелодия была чрезвычайно популярна и неоднократно переиздавалась. Также были популярны отпечатанные тексты и мелодия для самостоятельного исполнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *